ПСИХИ́ЧЕСКИЕ СПОСО́БНОСТИ.
Качества личности, определяющие успешность овладения определенной деятельностью и совершенствования в ней. Принято выделять три вида П. с.:
1) общие (обеспечивающие относительную легкость и продуктивность работы, требующей интеллектуального напряжения);
2) специальные (например, П. с. к музыке, живописи, языку);
3) практические (организаторские, педагогические и др.).
Вопрос о роли обучения и воспитания в развитии П. с. - один из самых важных. Особое значение в воспитании П. с. придается развитию любознательности и на этой основе - стойкого интереса и склонностей к той или иной отрасли знаний или виду деятельности (чтение книг, изучение языков, рисование и т. д.). Психологи, изучавшие педагогические способности, обычно выделяют три группы П. с., характеризующих хорошего преподавателя: конструктивные (правильный отбор и соотнесение подлежащего усвоению учебного материала в соответствии с подготовкой учащихся, их возрастными и индивидуальными особенностями, интересное его изложение и т. п.), организаторские (управление деятельностью учащихся), коммуникативные (установление нужных отношений с классом и отдельными учащимися). Эффективность организации обучения и овладения языком во многом зависит от умения преподавателя выявить и опереться в своей работе на П. с. учащихся.